Форум » Школа Ксавьера » Кабинет экономики 0.1 » Ответить

Кабинет экономики 0.1

Wolverine: Небольшой уютный класс с современным ремонтом, удобными маленькими креслами вместо стульев, небольшими столиками на одного человека. У широкой доски - преподавательский стол. Стены увешаны портретами знаменитых экономистов. Большие окна прикрыты тонкими тюлями, на подоконниках стоят цветы. Здесь всегда светло, спокойно и тихо. PS: Обучение идет вне основного игрового времени. [more] Три главных правила: 1. Каким образом ведут себя ученики? Они могут принять участие в игровой теме, отписывая согласно лекции преподавателя свои эмоции, мысли, чувства. А могут просто отправлять в эту тему ответы на домашнее задание. 2. Домашнее задание делится на 2 части: основная и дополнительные вопросы. За каждое решенное основное д/з дается 50 бонусов. За ответы на доп. вопросы ученик получает еще 100 бонусов. За каждую лекцию учителю дается 100 бонусов. 3. Если ученик пропускает без уважительной причины больше 3 раз один предмет или больше 7 раз все предметы, то его вызывают к директору или делает предупреждение сам учитель. PS: Срок сдачи ДЗ на любую лекцию - 3 реальных недели. [/more]

Ответов - 18

Wolverine: Лекция №1. "Экономика: уровни, основные вопросы, два направления." Росомаха вошел в кабинет ровно в назначенное для начала занятий время. Быстрым уверенным шагом пройдя через все помещение к преподавательскому столу, он повернулся к ученикам и, облокотившись о край столешницы, оглядел класс внимательным долгим взглядом. Этого эффектного появления было достаточно, чтобы ученики мигом затихли и обратились во слух. - Добрый день. Для тех, кто меня еще не знает – меня зовут Джеймс Хоулетт. Я буду вести у вас лекции по экономике – науке чрезвычайно полезной и актуальной во все времена. Как настоящие американцы, в глубине души вы имеете тягу к предпринимательской способности, а как обычные люди – стремление к накоплению богатств. Экономика исследует все, что связано с материальными человеческими потребностями. Мы с вами для начала изучим экономическую теорию, затем перейдем к экономической истории. В будущем возьмемся за решение финансовых задач. Пожалуйста, откройте тетради и приготовьтесь записывать лекцию. – с этими словами Росомаха умолк, подождал несколько секунд и, когда ученики закончили приготовления, спокойно начал: - Экономику принято делить на два уровня: микро и макро. Когда рассматривается отдельное предприятие, домашнее хозяйство, отдельные товары и ресурсы, то это – микроэкономика. Соответственно изучение хозяйства стран, континентов, мира в целом – макроэкономика. Некоторые исследователи в последнее время также выделяют и третий уровень – мезоэкономику, которая изучает рынки и отрасли производства, также выделяют и национальную экономику. Но мы с вами будем опираться на основную точку зрения из 2 уровней. – Хоулетт снова замолчал, терпеливо дожидаясь, пока ученики запишут полученную информацию. Когда шуршание прекратилось, мужчина продолжил: - Очень важно знать основные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? На них строится все понимание ведения хозяйства. Поясню, в чем заключается суть этих вопросов. Первое, что производить, означает какие товары предприниматель станет производить, учитывая собственные интересы и ожидания покупателей на рынке. К примеру, в наше время производство печатных машинок практически не востребовано, поэтому выгоднее и разумнее открывать производство компьютеров. Второе, как производить, подразумевает каким образом мы будем создавать тот или иной товар, какие технологии, сырье, средства будем использовать. Будут ли печь хлеб в домашних условиях с маленькой производительностью, или же в пекарне с высокой производительностью. Вопрос «как производить?» неразрывно связан с понятием «эффективность Парето», которая говорит о том, что изменение в пользу удовлетворения потребностей одного человека влечет за собой ущерб удовлетворения потребностей другого. И наконец последний вопрос, «для кого производить?» подразумевает под собой круг потребителей, готовых купить тот или иной товар и распределение товара между людьми. Например, сигареты производятся для курящих, а не для людей, лишенных этой пагубной привычки. Для последних этот товар имеет меньшую эффективность и полезность, чем для курильщиков. – Росомаха остановился, чувствуя, что вошел во вкус. Он спокойно повторил по просьбам учеников некоторые моменты, ответил на пару вопросов, дождался пока все допишут и продолжил: - Существует немало экономических школ и теорий. Многие ученые внесли значительный вклад в развитие этой науки, и в будущем мы рассмотрим различные взгляды и идеи в области экономики. Пока что ограничимся делением экономики на Экономикс и Политэкономию. Как вы думаете, в чем разница? – Хоулетт поднял на присутствующих проницательный взгляд, но никто не осмелился высказаться. Усмехнувшись, он коротко кивнул: - Понимаю, данное деление действительно с первого взгляда кажется непонятным. Начнем с политэкономии. Это направление было первым в экономической теории. Термин «политэкономия» ввел в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Основные вопросы политэкономии – откуда возникает и за счет чего прирастает богатство нации, откуда берется прибавочный продукт, деление общества на классы, выявление пяти общественно-экономических формаций и многое другое. Итак, политэкономия – наука более социальная, более теоретическая. Теперь рассмотрим Экономикс. Этот термин ввел Альфред Маршалл, он и является создателем этого нового направления. Экономикс изучает вопросы цены и стоимости, издержек, конкуренции, валовых показателей. Это более универсальная наука, имеющая более широкий, глобальный смысл. Пожалуй, на этом мы закончим сегодняшнюю лекцию. Запишите домашнее задание… - Росомаха снова замолчал, дожидаясь пока ученики допишут, немного передохнут и приготовятся слушать его. - Попрошу ответить на два вопроса: 1. Откуда произошел термин «экономика», что он означает? 2. Какой еще вклад внес в экономическую науку Альфред Маршалл? Для тех, кто хочет получить дополнительные оценки, небольшое добавочное задание: 1. Как вы думаете, хорошо или плохо, когда в стране много денег? Обоснуйте.

Bright: Айва вошла в кабинет.В нём было пусто.Тишина,и больше ничего...Девушка порылась в своей сумке и через пару минут достала оттуда тетрадь,которая уже успела помяться.Покачав головой,Брайт разгладила её."Ну вот...Молодец...Просто блеск...Надеюсь за такое не снижают баллы..."Девушка пролистала записи с урока,нашла домашнее задание,внимательно прочитала его.И,убедившись что всё же это вполне нормально выполненная работа,положила тетрадь на стол.Тяжело вздохнув,девушка перевела взгляд на окно.Появилось желание пойти и прогуляться,а ещё есть куча дел..."Не откладывай на завтра то,что можешь сделать сегодня...Что верно,то верно..."Мрачные мысли не вылезали из головы....Девушка моргнула и пришла в себя.Да всё она успеет,всё она сделает.Время ещё есть...Брайт закрыла глаза,задумалась на пару минут,представила свою комнату и исчезла.Вспышка-и в комнате пусто.Тишина.И никого... З.Ы. Д/э в свёрнутом тексте,вопросы дублировать не стала,все они пронумерованы( в моём случае три вопроса).В ответах использовала дополнительные материалы из книг и интернета + собственные соображения. 1.Слово “экономика” пришло к нам из греческого языка (от oikos-дом, хозяйство и nomos -правило, закон). Экономика-понятие широкое, потому его можно разделить на несколько определений: 1) хозяйство страны 2)правила ведения хозяйства 3)наука о развитии хозяйства и способах его рационального ведения Экономика включает в себя экономические отношения (на которых строится целая структура отношений : отношения производства, отношения обмена и т.д.). Основу экономики составляет производство. 2.Альфред Маршалл не просто создал новое направление экономики, но и полностью раскрыл его. Образование он получил в Кембриджском университете, там проучился, там же и работал… Маршалл разбил вид экономики ещё на 4 класса ( спрос, предложение, равновесие, теория фирмы), каждый из которых выполняет свою определённую функцию. Он придумал простой способ показать свою идею в виде диаграммы. Также внёс вклад в разработку теории денег. Одним словом, очень сильно повлиял на развитие экономики как науки. 3.Думаю, что скорее хорошо, чем плохо. Объясняю почему: Без бюджета в стране создаются неудобные условия для проживания (повышаются налоги, сокращаются заработные платы, страна влезает в долги… Одним словом - кризис). А кому нужен этот кризис? Не легче ли уехать в другую страну, заработать там себе на жизнь и избавиться от лишних проблем? А страна, у которой бюджет более высокий, будет быстрее развиваться. Страна сможет регулировать деньги, вносить больший вклад в какое-либо направление и т.п..А в случае мирового кризиса не придётся слишком строго сокращать что-либо. Ведь уже есть деньги, так сказать на «чёрный день». Бюджет очень важен для страны. Если он низкий, а у страны слишком большие расходы, то это может привести к дефициту бюджета, что, однако невыгодно ни для кого, потому как отсюда вытекает множество проблем, в том числе и долги (а как отдавать их-то будете?). Высокий бюджет-это очень хорошее положение у страны.

Wolverine: Bright Проверка ДЗ: 1. Верно. 2. Дополнение: большая заслуга Маршалла - создание "креста Маршалла". Ввел понятие "цена равновесия". 3. Вообще-то я имел в виду под деньгами не бюджет, а именно денежную массу на рынке. Какую ситуацию мы имеем, когда на рынке, в стране вращается большое количество денежной массы - вот в чем была суть вопроса. Я по-прежнему оставляю его для твоего ответа, если захочешь. Раз ты затронула тему бюджетов, то я расскажу тебе кое-что. На экономику нельзя смотреть с однобокой, радикальной позиции: "вот это хорошо, а вон то плохо." В экономике, особенно применяемой на практике, все имеет и положительные, и отрицательные стороны. Поэтому, думаю, тебе будет полезно почитать это: Виды бюджета При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики. Хотя бюджетный дефицит – является нежелательным, оно не обязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире, пожалуй, нет государства, которое в определённые периоды своего развития не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Качество дефицита может быть различным: • связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики; • обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов. • вызванным процессами в экономике. Дефицит бюджета покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков. Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны. Бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции. 1. В функции распределения его роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. 2. Фондообразующая функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. 3. Стимулирующая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. 4. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством. Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования. Профицит бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы – денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах. При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности: 1. уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности. 2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств. 3. увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней. Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета. Дополнительно про профицит: Профицит, то есть отток денег из страны, - это искусственный тормоз экономического роста. Профицитный бюджет приводит к кризису ликвидности, с которым без конца борется наш Центральный банк, и к огромным объёмам заимствований, касающихся наших частных компаний и госкорпораций за границей. Профицит означает только одно, что вы часть собранных доходов тратите на погашение долга, либо внутреннего, либо внешнего. Профицит противоречит основополагающим принципам функционирования бюджетной системы, поскольку использование бюджетных средств осуществляется неэффективно, приводит к “замораживанию” многомиллиардных сумм и устраняет контроль со стороны налогоплательщиков за огромными финансовыми ресурсами. Говоря простым языком, профицит — это деньги граждан, налогоплательщиков, изъятые из экономики. PS: Если что-то непонятно - спрашивай. Если есть желание, жду ответа на вопрос про непосредственно денежную массу на рынке.


Wander Caoke: Пробратся в кабинет экономики, так же, как и найти его, не составило никакого труда. Но всё-таки было бы лучше, если бы Джон пришел секунд за пять до звонка, а не наоборот. Хотя, то, что учитель появился примерно в то же время, показалось весьма оптимистичным знаком. По крайней мере, ругать за приход "со звонком" не будут. "Что-то не густо..." - подумал Айрен, занимая своё место и оглядывая полупустой класс. А вообще, сидя в его студенческом возрасте за школьной партой, невольно чувствуешь себя помолодевшим года на два... Выбрав из сумки чистую тетрадь, он принялся записывать то, что диктовал профессор Хоулетт. Не всё, выборочно, в основном самое важное - что-то можно было вспомнить и по наводке. Хотя, некоторые мелочи тоже фиксировал. На всякий случай. Вообще, экономика казалась ему довольно интересным предметом, тем более, что в жизни это всё может пригодится. Мало ли бизнес свой открыть захочет?.. "Хотя, вспоминая математику, об этом лучше и не думать.." - с ухмылочкой отдёрнул он сам себя от пустых мыслей. А лекция, тем временем, подошла к концу. Переписав быстро вопросы, на которые предстояло найти ответы, парень сразу же по перерыву поплёлся в библиотеку. Если сразу всё сделаешь - потом же будет спокойнее... На следующем уроке первым делом сдал тетрадку на проверку: 1. Откуда произошел термин «экономика», что он означает? - Термин "экономика" происходит от греческих слов oikos - дом, родина, nomos - учение, закон, и означает искусство ведения домашнего хозяйства. Термин "экономия" был впервые введен древнегреческим мыслителем - Аристотелем. В настоящее время этот термин приобрел иное значение. Сегодня он означает эффективное, рациональное, бережливое расходование ресурсов и сокращение затрат. 2. Какой еще вклад внес в экономическую науку Альфред Маршалл? - Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла. 3. Как вы думаете, хорошо или плохо, когда в стране много денег? Обоснуйте. - Я считаю, что всё же плохо. На рынке, как и в бюджете, должно быть некое финансовое равновесие, средняя черта. Денег должно быть не много и не мало, а ровно столько, сколько нужно для развития государства и нормальной в нём жизни. Просто при излишках бюджета, при богатом населении, может и инфляция начать расти, а в итоге цены на многие товары только повышатся будут. Повысятся налоги... и вообще, проблемы, вызванные этой самой инфляцией, потом может быть очень сложно решать, а посему, лучше не допускать подобного. И потом, даже если взглянуть на реальную картину - у людей появляются лишние деньги, они начинают брать кредиты, что тоже способствует росту инфляции. В последствии могут появится и должники, и таких будет немало... хорошо еще, если в стране развита промышленность и есть хорошо оплачиваемые рабочие места и их достаточно. Но а если нет?.. В таком случае, всё вышеупомянутое как раз может привести к финансовому кризису с весьма невесёлыми последствиями... P.S. На первые два вопроса помог ответить всемогущий Интернет, третье - чисто свои мысли.

Wolverine: Wander Caoke Проверка ДЗ: Запись в тетради: "1. Верно 2. Верно 3. Прокомментирую твой ответ, Джон. Безусловно, должно быть равновесие, но в реальности это мечта, миф, фантазия. Такого практически никогда не бывает. Излишки бюджета не означают богатое население, так же как и большая масса денежных средств в стране. Но я понял, что ты имел в виду. Инфляция и есть повышение цен на товары, поэтому говорить в "итоге" немного неверно.. Инфляция имеется всегда. Ее нет только в странах, где экономикой полностью распоряжается государство, там на некоторое время им удается замораживать цены. А так инфляция имеется у нас в любые годы, только в разных масштабах, поэтому не допустить ее почти невозможно. Люди, имеющие деньги, берут кредиты? Очень интересно. То есть, если у тебя дома лежит 100 кг конфет, ты пойдешь в магазин и купишь еще 200? зачем? Наоборот, кредиты берут при нехватке собственных денежных средств. А если денег достаточно много, то обычно их кладут на счет - открывают депозиты, получают проценты с суммы и тд. Большое количество кредитов способствует инфляции? Мммм, вряд ли. Нет. Кредиты, деньги - это кровь в сосудах экономики, которая просто ускоряется при увеличении своих объемов. Т.е. ты считаешь, что большая денежная масса в стране может привести к кризису, так?"

Wander Caoke: "Ответ на комментарий: На счёт кредитов - немного не то имел ввиду, хотя за поправку спасибо. Просто, не раз видел такую ситуацию - чуть только стабилизируется место работы, нормальная зарплата, люди сразу же, или постепенно, набирали множество кредитов, а потом возникали проблемы с их оплатой... просто к тому, что не все учитывают то, что что-то изменится в будущем может. Но это уже немного не туда тема свернула... Если её не контролировать, либо контролировать неумело, то да, считаю, что может."

Wolverine: Лекция №2. Экономические школы. Меркантилизм. - Добрый день, класс! – громко прозвучало приветствие, когда Джеймс вошел в кабинет, быстро прошагал меж партами и остановился у доски. - Сегодня мы начнем изучение различных экономических школ. Для начала запишем первое определение: Экономические школы — возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве. Основными учениями являются: • Меркантилизм • Физиократы • Классическая школа • Марксизм • Историческая школа • Австрийская школа • Кейнсианство • Монетаризм (Неоклассическое направление) • Институционализм • Новая институциональная теория • Экономикс Мы начнем знакомство с меркантилизмом. Это одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV- XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. Запишем основные положения этого учения: • необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом); • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния; • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы; • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции; • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства. - Меркантилисты всё своё внимание уделяли сфере обращения и не исследовали внутренних законов зарождавшегося капиталистического производства. Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром как вещами, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Поздние меркантилисты признавали, что деньги — это товар, но они не смогли преодолеть главную трудность — выяснить, как и почему товар становится деньгами Главный источник прибыли поздние меркантилисты видели в неэквивалентном обмене во внешней торговле. Поэтому производительным они объявляли труд только тех отраслей, продукты которых при вывозе за границу приносили стране больше денег, чем они стоили. – Хоулетт спокойно, не торопясь рассказывал о меркантилистах, терпеливо дожидаясь, пока ученики запишут его слова. Когда наконец все подняли взгляды на него, преподаватель продолжил: - Политика меркантилистов заключалась в поощрении — с целью увеличения производства товаров для экспорта — развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний, в развитии мореплавания и флота, захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. – Росомаха вновь замолчал, повернувшись к доке и написав маркером несколько фамилий: - Главные теоретики этого учения - Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Советую вам уделить особое внимание А. Монкретьену, поскольку с именем этого человека связано зарождение политической экономии. Я хотел бы, чтобы дома вы выполнили следующие задания: Домашнее задание: 1. Происхождение слова «меркантилизм». 2. Что такое сальдо торгового баланса? Какое сальдо должно было быть по мнению меркантилистов? 3. Что такое «политика протекционизма»? Какие основные черты? И дополнительно для желающих еще один вопрос: - небольшой очерк о жизни и деятельности А. Монкретьена. - На сегодня все. Спасибо за внимание, вы свободны.

Wander Caoke: Как же неисповедимы пути учеников Школы Ксавьера!.. Наверное, только особо умные способны в один день проспать математику, чуть не проспать психологию, отслушать литературу и философию с интересом, а потом в более-менее бодром и трезвом состоянии прийти еще и на экономику. Причём бодрость - вряд ли явится точным описанием отличного настроения... - Добрый, - буркнул Айрен в ответ на приветствие учителя, будучи в активном поиске тетради по экономике. И пока не нашел, уже успел трижды испугатся, что умудрился таки забыть её. Но обошлось. В этот раз. Долго гадать, что за тема будет сегодня, не пришлось. Переписав в тетрадку названные учения и краткое определение, Джон вывел заголовок "Меркантилизм", и принялся слушать, а нужное и записывать. "Стоп... а чё такое мануфактурa? И протекционизм?.. Чёрт, забыл.." Записывая слова учительские, Каоке подчеркнул эти полузабытые термины, намереваясь позже покопатся в старых записях и учебниках, потому как самому вспомнить их точное значение что-то не удавалось. Точнее, подробные их определения... да и просто лишним не будет. Помня, что это далеко не новые понятия, как-то стыдно переспрашивать... В момент паузы монолога парень пририсовал на полях стрелочку, каракулю и поясняющее слово "найти", надеясь, что учитель не будет сильно серчать на это при проверке... Переписав домашнее задание ("а, так протекционизм так или иначе искать надо, отлично!) и сверившись с расписанием, Джон прямым ходом отправился в библиотеку, опираясь на логику "сделал дело - гуляй смело". Лучше уж сразу разобратся с выросшей горой домашнего задания, я потом отдыхать. За чтением, гитарой... Там же, перелистывая разные книги, нашел и дописал полузабытое определение: "Мануфактура — форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной техники, предшествующая крупной машинной индустрии. Мануфактура возникла в странах Западной Европы в середине XVI века и господствовала до последней трети XVIII века." Дописав это, Ворон принялся и за домашнее задание: 1. Происхождение слова «меркантилизм». - Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий. Это новое имя для науки придумал небогатый французский дворянин, купец и один из лидеров гугенотов Антуан де Монкретьен. 2. Что такое сальдо торгового баланса? Какое сальдо должно было быть по мнению меркантилистов? - Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта. Положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспорта над импортом (страна больше продает, чем покупает). Отрицательное сальдо торгового баланса — превышение импорта над экспортом (страна больше покупает, чем продает). Есть еще и немного другое понятие - сальдо платёжного баланса (разность между платежами за границу и поступлениями из зарубежья). Меркантилисты твердили о положительном сальдо торгового баланса, имея в виду превышение экспорта зримого и не зримого, над импортом, призывая привлечение золота в страну, либо предоставление кредита зарубежным странам, т.е. экспорт капитала. Они считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля. 3. Что такое «политика протекционизма»? Какие основные черты? - Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Как пример - протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, чтобы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках. Протекционизм является одним из самых сложных и противоречивых явлений в международной торговле как в теоретическом, так и в практическом отношении. Одни экономисты оправдывают протекционистскую политику и приводят достаточно веские аргументы в ее поддержку, тогда как другие - осуждают эту политику и также убедительно обосновывают свою точку зрения. Антуан де Монкретьен. (1575—1621) Антуан Монкретьен, сэр де Ваттевиль, был первым, кто ввел в социально-экономическую литературу термин политическая экономия. Он был небогатым французским дворянином времен Генриха IV и Людовика XIII. Жизнь Монкретьена наполнена приключениями, достойными д'Артаньяна. Поэт, дуэлянт, изгнанник, приближенный короля, мятежник и государственный преступник, он кончил жизнь под ударами шпаг и в дыму пистолетных выстрелов, попав в засаду, устроенную врагами. Впрочем, такой конец был для мятежника удачей, потому что, будь он захвачен живым, не миновать бы ему пыток и позорной казни. Даже его тело по приговору суда было подвергнуто поруганию: кости раздроблены железом, труп сожжен и пепел развеян по ветру. Монкретьен был одним из руководителей восстания французских протестантов (гугенотов) против короля и католической церкви. Погиб он в 1621 г. в возрасте 45 или 46 лет, а его “Трактат политической экономии” вышел в 1615 г. в Руане. К сожалению, Монкретьена честили разбойником с большой дороги, фальшивомонетчиком, низким корыстолюбцем, который якобы перешел в протестантскую религию только ради того, чтобы жениться на богатой вдове-гугенотке. Прошло почти 300 лет, прежде чем доброе имя Монкретьена было восстановлено, а почетное место в истории экономической и политической мысли прочно закреплено за ним. Антуан получил хорошее для своего времени образование, и карьеру писателя начал с 20-ти лет. Монкретьен был одним из видных представителей меркантилизма. Он мыслил хозяйство страны прежде всего как объект государственного управления. Источником богатства страны и государства (короля) он считал прежде всего внешнюю торговлю, особенно вывоз промышленных и ремесленных изделий. Свой труд, который он посвятил молодому королю Людовику XIII и королеве-матери, Монкретьен сразу после выхода в свет представил хранителю государственной печати (министру финансов). По-видимому, верноподданническая по форме, книга была сначала принята при дворе неплохо. Автор ее стал играть известную роль как своего рода экономический советник, а в 1617 г. занял пост градоначальника в городе Шатильон-на-Луаре. Вероятно, в это время он и получил дворянство. Когда Монкретьен перешел в протестантство и как он оказался в рядах повстанцев-гугенотов, неизвестно.

Wolverine: Wander Caoke Проверка задания: Запись в тетради: Джон, ты большой молодец! Все сделано безупречно, я доволен тобой. Продолжай в том же духе и все получится. 5/5. Джеймс.

Hellaves : К Лекции №1. Так получилось, что урок биологии у Хелл совпал с лекцией экономики у профессора Хоулетта... Девушка замялась, так как не знала как поступить - срывать свою лекцию будет неправильно, но отсутствовать на Экономике тоже не хорошо - тем более, первое занятие! Поэтому Хелл договорилась с Джоном Айреном, который был на лекции у Джеймса, чтобы потом списать с него лекции. Так и получилось: закончив свою лекцию, Хелл сразу оккупировала тетрадь Джона и унеслась после репетиции в библиотеку, попросив своих напарников-музыкантов ее не беспокоить ближайшие три часа. Молодые люди, включая Драммера были малость в недоумении, но быстро смирились и продолжили игру. А Хелависа тем временем переписала лекцию и приступила к домашнему заданию: Вопросы: 1. Откуда произошел термин «экономика», что он означает? 2. Какой еще вклад внес в экономическую науку Альфред Маршалл? Для тех, кто хочет получить дополнительные оценки, небольшое добавочное задание: 1. Как вы думаете, хорошо или плохо, когда в стране много денег? Обоснуйте. 1. Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова "экономика" берет начало от греческого "oikos"- дом, хозяйство и "oikos" - правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством. В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в 16-17 веках вместе с возникновением капиталистического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных, и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обусловили необходимость более широких экономических знаний. В конце 19 века в научном обороте возникает новый термин - "экономикс", появление которого также было вполне закономерным, так как уже с конца 18 век5а стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства а экономические процессы. В результате после выхода в 1891 года книги Альфреда Маршала "Принципы экономикс", термин "экономикс" утверждается в большинстве англоязычных стран. В широком смысле экономика - система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. 2. Альфред Маршал - английский экономист, основатель кембриджской школы политэкономии. Именно он предложил заменить термин "политическая экономия" на "economics". Движущей силой экономики ученый считает экономическую свободу и конкуренцию. Много внимания уделяет анализу спроса и предложения и, соответственно, механизму ценообразования. Он выдвигает положение о том, что цена определяется двумя факторами - предельной полезностью и издержками производства. Поэтому решающее значение для процесса ценообразования играет функция спроса-предложения. По Маршалу цена устанавливается, когда величина спроса равна величине предложения. Экономист вводит понятие эластичности спроса по цене, выражающей меру, в какой объем спроса реагирует на изменение цены. К лекции №2. 1. Происхождение слова «меркантилизм». 2. Что такое сальдо торгового баланса? Какое сальдо должно было быть по мнению меркантилистов? 3. Что такое «политика протекционизма»? Какие основные черты? 1. Понятие "Меркантилизм" происходит от латинского слова "mercari"(торговать). В истории различают ранний и поздний меркантилизм: Ранний (система денежного баланса) - сформировался еще до великих географических открытий и был актуален до середины 16 века. Ранний меркантилизм предполагал увеличение денежного богатства исключительно законодательным путем. В рамках этого учения ограничивался импорт товаров, запрещался вывоз золота и серебра из страны. Вырученные от продажи товаров средства иностранные купцы были обязаны тратить на покупку местных изделий. На экспортируемые товары устанавливались максимально высокие цены. Поздний меркантилизм (система активного торгового баланса) достиг расцвета в 16 веке и существовал до середины 17 века. Его основой являлось требование экспортировать товаров больше, чем импортировать, то есть, сохранение активного торгового баланса. Представители позднего меркантилизма полагали, что чем больше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров, тем богаче становится страна. Для укрепления торгового баланса разрешалось вывозить из страны золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, ввозимые импортные товары облагались пошлинами и всемерно поощрялся вывоз отечественной продукции на мировой рынок. Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были в Англии Томас Ман (1571-1641), во Франции - Антуан де Монтекретьен (1575-1622). 2. Сальдо торгового баланса. Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги. Разность между экспортом (поступлением денег из-за границы) и импортом (платежами за границу), или сальдо торгового баланса, являлось, по мнению меркантилистов, важнейшим источником накопления богатства страны. Поэтому главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса, максимизация положительного сальдо торгового баланса. Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу. Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы: 1. Внешнеторговая политика. Запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий. 2. Промышленная политика. Насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности. Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство. Чтобы понизить расходы на рабочую силу, применялись следующие меры: принятие законов, устанавливающих потолок (максимальное значение) заработной платы, ограничивающих перемещение рабочей силы (в качестве примера можно привести запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов. Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции. 3. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 190). Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией (см. Континентальная блокада, 1806—14). Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли» Фритредерство. Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам (см. Демпинг). Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий. Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире. Хелл тихо постучалась и вошла в кабинет. Оказалось, что там идет урок, но не ее группы. Поэтому, Хелависа, извинившись, быстренько подбежала к преподавательскому столу и оставила на его краю свою тетрадку, а затем, извиняющимся видом посмотрев на профессора Хоулетта, выбежала в коридор обратно, тихо и аккуратно закрыв за собой дверь.

Wolverine: Hellaves Проверка ДЗ Запись в тетради: "Все выполнено верно. Две пятерки. Был бы рад видеть тебя на лекциях чаще. Джеймс. "

Bright: Д/з на вторую лекцию: 1.Слово "меркантилизм" происходит из латинского языка от слова mercari(торговать).Но на самом деле у этого термина гораздо большее значение. Термин "меркантилизм" впервые обрел свое значение в трудах Адама Смита. Он отмечал: "Различные пути развития благосостояния в различные времена и у разных народов дали повод для развития двух различных, с точки зрения приобретения людьми богатства, ветвей политической экономии: "торговой системы", или "системы меркантилизма", и "сельскохозяйственной системы". Эти две системы не исходили из одних и тех же оснований. Позже "меркантилизм" в значении определенной фазы истории экономической политики был назван "громоздким чемоданом", "отвлекающим маневром историографии" и "гигантским теоретическим пузырем". Меркантилизм можно разделить на два основных вида: Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в.. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным: -устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары; -всемерно ограничивать импорт товаров; - не допускать вывоза из страны золота и серебра; Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может расцениваться как теория "денежного баланса". Эта теория представлена Уильямом Стаффордом (Англия). Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в . по вторую половину XVII в.. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации: -завоевать внешние рынки, предлагая относительно дешевые товары, а также перепродавая товары одних стран в других странах; -допускать импорт товаров при сохранении в стране активного торгового баланса; -вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса. 2.Сальдо торгового баланса-разность между стоимостью экспорта и импорта страны. Сальдо торгового баланса делится на несколько видов: положительное(превышение стоимости товарного экспорта страны над стоимостью товарного импорта) отрицательное(превышение товарного импорта страны над ее товарным экспортом) Меркантилисты предполагали положительное сальдо торгового баланса.Меркантилисты считали,что доход получается в процессе торговли,а основным товаром они считали серебро и золото.Их основной торговлей являлась внешней,которая по их мнению и была самой главной. 3.Протекционизм (от лат. protectio - прикрытие, покровительство) - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой. Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Дополнительное задание: Антуан Монкретьен (1576—1621) Человека, который впер-вые ввел в социально-экономическую литературу термин "поли-тическая экономия", звали Антуан Монкретьен, сьер де Ваттевиль. Он был небогатым французским дворянином времён Генриха VI и Людовика XIII. Поэт, дуэлянт, изгнанник, приближенный короля, мятежник и государственный преступник, он кончил жизнь под ударами шпаг и в дыму пистолетных выстрелов, попав в засаду, устроенную врагами. Впрочем, такой конец был для мятежника уда-чей, потому что, будь он захвачен живым, не миновать бы ему пы-ток и позорной казни. Даже его тело по приговору суда было под-вергнуто поруганию: кости раздроблены железом, труп сожжен и пепел развеян по ветру. Монкретьен был одним из руководителей восстания французских протестантов (гугенотов) против короля и католической церкви. Погиб он в 1621 г. в возрасте 45 или 46 лет, а его "Трактат политической экономии" вышел в 1615г. в Руане. Не-удивительно, что "Трактат" был предан забвению, а имя Монкретьена смешано с грязью. К сожалению, случилось так, что главным источ-ником биографических данных о нем являются пристрастные и прямо клеветнические отзывы его недоброжелателей. Эти отзывы несут на себе печать жестокой политической и религиозной борьбы. Монкретьена честили разбойником с большой дороги, фальшивомонетчи-ком, низким корыстолюбцем, который якобы перешел в протестант-скую религию только ради того, чтобы жениться на богатой вдове-гугенотке. Получив хорошее для своего времени образование, Монкретьен в 20 лет решил сделаться писателем и опубликовал трагедию в сти-хах на античный сюжет. За ней последовало несколько других дра-матических и поэтических произведений. Известно также, что он сочинял "Историю Нормандии". В 1605 г., когда Монкретьен был уже известным писателем, он был вынужден бежать в Англию пос-ле дуэли, которая закончилась смертью противника. Четырехлетнее пребывание в Англии сыграло в его жизни та-кую же роль, как через несколько десятилетий в жизни У. Петти — пребывание в Голландии: он увидел страну с более развитым хо-зяйством и более развитыми буржуазными отношениями. Монкре-тьен начинает живо интересоваться торговлей, ремеслами, эконо-мической политикой. Глядя на английские порядки, он мысленно примеряет их к Франции. Возможно, для его дальнейшей судьбы имело значение то обстоятельство, что в Англии он встретил много французских эмигрантов-гугенотов. Большинство из них были ре-месленники, многие весьма искусные. Монкретьен увидел, что их труд и мастерство принесли Англии немалую выгоду, а Франция, понудив их к эмиграции, понесла большую потерю. Во Францию Монкретьен вернулся убежденным сторонником развития национальной промышленности и торговли, защитником интересов третьего сословия. Свои новые идеи он начал осуществ-лять на практике. Женившись на богатой вдове, он основал мас-терскую скобяного товара и стал сбывать свой товар в Париже, где у него был свой склад. Но главным его занятием была работа над "Трактатом". Несмотря на громкое название, он писал сугубо прак-тическое сочинение, в котором пытался убедить правительство в необходимости всестороннего покровительства французским про-мышленникам и купцам. Монкретьен выступает за таможенный протекционизм — высокие пошлины на иностранные товары, чтобы их ввоз не мешал национальному производству.

Wolverine: Bright Проверка ДЗ Запись в тетради: "Молодец, Алекс, очень хорошо. Пятерка за основную часть и пятерка за дополнительное задание. Джеймс."

Wolverine: Лекция №3: Экономические школы. Физиократы. Джеймс появился в классе с опозданием на пять минут, сильно потрепанный, бледный, он дохромал до преподавательского стола, устало опустился в мягкое офисное кресло и, окинув учеников долгим печальным взглядом, тяжело вздохнул. Только что вернувшись после задания, он не успел восстановиться и, заглянув к Зверю в медпункт для получения медицинской помощи, Росомаха сразу же направился на урок. Хватило того, что занятие на прошлой неделе отменили из-за того, что он пропал в бескрайних африканских пустынях на несколько дней. Сегодня придется работать в ускоренном режиме, чтобы успеть все запланированное на семестр. Дотянувшись целой рукой до ежедневника в темно-коричневом переплете, который покоился в первом ящике стола, Хоулетт перевернул парочку страниц, задумчиво всматриваясь в собственные записи, а затем негромко начал: - Здравствуйте, ребята. Я попрошу вас сегодня вести себя тихо, горло напрягать не могу… - он непроизвольно коснулся кончиками пальцев туго перебинтованной шеи и снова вздохнул. - Продолжим знакомство с различными экономическими учениями. На повестке дня у нас с вами физиократы. Сам термин происходит от греческих слов phýsis — природа и krátos — сила, власть. Таким образом, исходя из одного лишь названия можно определить позицию школы физиократов – вера в власть природы как в экономическую силу. Эта французская школа была основана приблизительно в 1750 году Франсуа Кене и являлась реакцией на меркантилизм. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственно производительное занятие, и отстаивали существование одного фактора производства – земли. Физиократам присуща поговорка «Труд – отец богатства, а Земля – его мать.» Полагая, что прибавочная стоимость создаётся только в земледелии, единственной её формой признавали земельную ренту. Полученный в процессе приложения труда к земле излишек они называли «чистым продуктом» (доходом). Прибавочная стоимость в земледелии у физиократов считается даром природы, а не плодом неоплаченного человеческого труда. Она непосредственно существует в натуральной форме прибавочного продукта, особенно в хлебе. Современное им общество они делили на три класса: 1. производительный класс, представители которого создают «чистый продукт» (включает только работников земледелия); 2. класс собственников – получателей земельной ренты (включает землевладельцев, государя и получателей десятины); 3. «бесплодный» класс, в который входят граждане, занятые др. услугами и видами труда, кроме земледелия. Физиократы утверждали, что деньги сами по себе «бесплодны», и признавали лишь одну функцию денег – как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров. Главной работой в школе физиократов является «Экономическая таблица» Кёне, которой впервые была сделана попытка провести анализ общественного воспроизводства, то есть каким образом между тремя классами общества происходит обмен товарами. Велики заслуги физиократов в анализе капитала. Они впервые в истории политической экономии выделили различные составные части производительного капитала (“первоначальные” и “ежегодные авансы”) и фактически подошли к установлению различия между основным и оборотным капиталом. Физиократы выступали сторонниками laissez faire. А теперь домашнее задание, итак: Основная часть: 1. Дать определения понятиям: - основной капитал - оборотный капитал - первоначальные авансы - ежегодные авансы 2. Дать определение экономическому понятию «laissez faire» 3. Перечислить, какие еще функции помимо «средства обращения» выполняют деньги (минимум еще 4) И дополнительная часть: - небольшая справка по биографии Ф. Кёне. - Мы закончим на десять минут пораньше, а то боюсь ваш преподаватель отключится прямо в классе...Всем спасибо и хорошего дня. - Джеймс слабо улыбнулся, поднялся с кресла и дохромал до двери, выйдя из кабинета первым.

Wander Caoke: Видно, весна заметно повлияла на еще более проредевшие ряды учеников в классе... Джон со скучающим видом сидел за партой, подперев одной рукой голову, а второй, в ожидании, тихо и нетерпеливо выстукивал незатейливый ритм. По крайней мере так гитарист мог занять себя чем-то, - ничего другого в голову уже просто не лезло. Экономики на прошлой неделе не было, и мозги волей-неволей совсем в другое русло уехать успели... да еще и учитель опаздывал, чего-то... Айрен вообще его не видел за этот период времени ни разу, и сей факт вызывал некоторые смутные подозрения... "Ёпти, а ведь на улице такая хорошая погода!.. Гулять хочу, по лесам носиться, сломя голову, хочу, играть хочу... Если урока опять не будет и мы просто просидим тут все сорок минут... А-а-а-а-а, fre-e-e-edom, where are you?!?!?!" - с последними бестолковыми мыслями он просто плюхнулся на парту. - "Ну что за скучный день, ну просто..." Как раз на этой ноте появился Хоулетт, во всей своей красе. Только взглянув на него, Ворону стало просто стыдно за то, что еще минуту назад он был готов похулиганить на уроке в отместку за опоздание педагога. В добавок, Каоке не сразу спохватился о том, что от первого впечатления челюсть нескрываемо и предательски "отвалилась". И всё же, сочувствие к потрёпанному Росомахе заставило Джона сидеть тихо и смирно, и, отложив на вечер побег на улицу, вновь обратить всё внимание на предмет. Пока Джеймс просматривал журнал, Айрен быстро пробежался глазами по старым записям в тетради, освежая в памяти уже прошедшие занятия. Урок, сам по себе, прошел довольно тихо - Росомаху никто не осмеливался перебивать даже для оглашения явно появившихся вопросов. Хотя, все те "пунктики" были чётко предугаданы, и так или иначе вылились в домашнее задание... чтож, это даже лучше. И спокойнее, и явно лучше сейчас. Джон вообще пребывал немного в шоке от того, что Джеймс пошел вести занятия в таком состоянии. Проводив Росомаху несколько обеспокоенным взглядом, Айрен переписал домашнее в тетрадь, собрал вещи и, недолго думая, взял с учительского стола ключи и закрыл следом за "немногочисленными всеми" кабинет. Оставив ключи на вахте, он направился первым делом в библиотеку. Домашнее потом сдал при первой удачной возможности... 1. Дать определения понятиям: - основной капитал: - обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении весь капитал предприятия, компании, как физический, так и денежный. Основной капитал включает длительно функционирующие материальные ценности (земельную собственность, здания, машины, оборудование), финансовые вложения (собственные ценные бумаги, вложения в другие предприятия, долги других предприятий), нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, проекты). - оборотный капитал: - наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала легко трансформируется в денежные средства. К оборотному капиталу принято относить денежную наличность, легко реализуемые ценные бумаги, материально-производственные запасы, нереализованную готовую продукцию, краткосрочную задолженность других предприятий данному предприятию. Oборотный капитал иногда называют оборотным фондам предприятия. С точки зрения бухгалтерского баланса оборотный капитал представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами. - первоначальный аванс: - под первоначальными авансами понимались затраты на приобретение сельскохозяйственных машин, построек, рабочего скота. Эти затраты представляют собой, по определению Ф. Кёне, фонд земледельческого оборудования, время оборота которого составляло 10 лет. - ежегодные авансы: - состоят из затрат на семена, найм сельскохозяйственных рабочих и других подобных издержек, которые требуют ежегодного возобновления. Кёне полагал, что в ежегодные издержки входит 1/10 часть первоначальных авансов и полностью авансы ежегодные. 2. Дать определение экономическому понятию «laissez faire» - принцип невмешательства (в переводе с французского - "позвольте-делать") — экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Впервые обоснована в работах экономистов классической школы — политэкономии. Основным аргументом сторонников данного принципа является утверждение о том, что экономика — такая саморегулирующаяся система, которая сама находит эффективное равновесие, вмешательство же государства искажает получаемые экономическими агентами сигналы и эффективное равновесие оказывается недостижимым. Государству отводят роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических агентов на рынке и наблюдение за их исполнением, но никак не самостоятельного субъекта рынка. Современная наука считает принцип Laissez-faire идеальной мысленной конструкцией, которая не встречается в реальном мире, но которая является базисом, на котором строится микроэкономическая теория. 3. Перечислить, какие еще функции помимо «средства обращения» выполняют деньги. - Мера стоимости. Разнородные товары сравниваются и обмениваются между собой на основании установки эквивалента обмена этих товаров на деньги. У товаров появляется цена (точно так же, как в геометрии у отрезков есть длина, в физике у тел есть масса и так далее), поэтому каждый из них можно измерить, сравнивая с эталоном. Деньги также используются при регистрации стоимостного выражения какого-либо экономического параметра или записи обязательств. - Средство накопления. Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте. Деньги как средство накопления позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. - Средство платежа. Выданные (накопленные, начисленные) долги и другие обязательства удобно учитывать и требовать погашения в денежной форме. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. - Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между странами или юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы, в первую очередь золото. В этом случае, как писал К.Маркс, «деньги сбрасывают с себя национальные мундиры». В наши дни эту роль выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро. Небольшая справка по биографии Ф. Кёне. Кёне Франсуа родился 4 июня 1694, Мер, вблизи Парижа, умер - 16 декабря 1774, в Версали. Сын бедных родителей, только в 12 лет научился читать и писать. Энергичный и трудолюбивый, он приобрел степень доктора хирургии и сделался главным врачом больницы в г. Манте. Местная аристократия стала пользоваться его услугами; благодаря ее поддержке ему удалось напечатать первый свой труд: «Observations sur les effets de la saignée» ("Наблюдения за результатами разорений") (1729—1730), в котором он резко восставал против воззрений пользовавшегося большим влиянием при дворе врача Сильва, пытаясь обосновать психологию на физиологии и настаивая на целительном действии природы. В 1737 г. он сделался профессором и постоянным секретарем Хирургической акд. Как врач мадам де Помпадур, он получил доступ ко двору и в 1752 г. стал высшим придворным врачом Людовика XV. В его салоне сходились люди самых разнообразных партий — Д'Аламбер, Дидро, Дюкло, Мармонтель, Бюффон, Гельвеций, маркиз Мирабо, Тюрго; посетил его и Адам Смит, проникшийся уважением к нему. К экономическим исследованиям Кёне приступил уже на склоне лет. Первые его статьи по этому предмету были напечатаны в «Энциклопедии» Дидро, в 1756 г., под рубриками «Fermiers» ("Фермеры") и «Grains» ("Зёрна"). В 1758 г. он напечатал «Экономическую таблицу» с объяснениями, а с 1766 г. начал сотрудничать в «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances» ("Газета Сельского хозяйства, Торговли и Финансов"), выходившем под редакцией Дюпона. В этом журнале, а также в другом органе физиократов, «Eph émé rides du Citoyen», основанном Бодо, Кёне и поместил все свои главнейшие экономические статьи: «Dialogues sur les travaux des Artisans» ("Диалоги о работах Участников"), «Observations sur l’int érêt de l’argent» ("Наблюдения над процентом денег"), «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pé rou» ("Анализ правительства"), «Le despotisme de la Chine» ("Деспотизм Китая").

Hellaves : Когда Хелависа с помощью Драммера вошла в кабинет, держа под руку брата, Росомахи еще не было, но зато уже сидел Ворон. В гордом одиночестве, ребята поздоровались, заняли свои места. Костик же решил остаться до тех пор, пока не придет учитель. За окном стояла солнечная погода, но ветер был прохладным, поэтому долго в легкой куртке не погуляешь... И вот, в кабинет вошел Джеймс Хоулетт. На удивление, его вид заставил девушку задуматься: сама она только недавно вернулась с заданий профессора и после них, кое-как отойдя, поговорила с профессором о том. Чтобы он не отправлял ее хотя бы три ближайших дня. Если только не что-то дико серьезное. В конце концов, ее силы тоже иссякали, она не робот и не бессмертна, поэтому ей довольно быстро удалось договориться с директором о небольшом покое. Уже третий день девушка проводила в Школе и вела довольно спокойную жизнь: общалась с учениками и друзьями, все время проводила с Костиком, играла на гитаре, пела в музыкальном сопровождении шикарного гитариста- Джонатана Каоке и самого Драммера, периодически играя на арфе. Но все-таки долго она играть не могла – силы иссякали слишком быстро. То, в каком состоянии девушка увидела Джеймса, ее просто ужаснуло! Ей хотелось воспользоваться статусом «преподавателя» и уговорить Росомаху перенести лекцию. Он говорил очень тихо, тело повреждено, одна рука явно доставляла неудобства. Но Джеймс уже начал лекцию и девушке пришлось покорно опустить глаза в тетрадь. Костик, не желая отвлекать учеников и преподавателя от начатой лекции своим исчезновением или тихим хлопанием двери, сел рядом с Джонатаном, по пути взяв у сестры пару листочков и ручку. Лекция была недолгой, но довольно интересной. Костик строчил мелким почерком, в то время, как Хелависа лихорадочно меняла листочки один за другим. Проконспектировав лекцию и записав домашнее задание, девушка поднялась со своего места. Джеймс уже проковылял за дверь кабинета, попрощавшись со своими учениками и извинивись. Хелл неспешно собралась, подождала такого же неторопливого на данный момент брата и вместе в Вороном они вышли из кабинета. Джонатан закрыл дверь и пошел относить ключ. Ребята договорились встретиться в определеннее время и посидеть вместе – поиграть или просто поговорить, пообщаться. • Основной каптал – реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.) • Оборотный капитал – реальные активы, стоимость которых полностью переносится на стоимость нового товара и возвращается в денежной форме к предпринимателю при реализации товара в каждом цикле (сыре, топливо, материалы, полуфабрикаты). • . "Первоначальные авансы", (по Кенэ), — это инвестиции, или капитальные вложения. Они содержат вложения как в основную, так и в оборотную часть капитала. • "Ежегодные авансы", по Кенэ, — это постоянно требуемые расходы на ведение хозяйства: на содержание скота, оплату труда работников, ремонт техники, зданий и сооружений... Это издержки производства, которые составляют себестоимость продукта. Для них не требуется дополнительно привлекать деньги извне, они возмещаются в цене продукта производства при его продаже. • Laissez-faire, принцип невмешательства (фр. позвольте-делать) — экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Впервые обоснована в работах экономистов классической школы — политэкономии (в частности, в труде А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов»). Ф-ции денег: • Мера стоимости означает, что с помощью денег измеряется стоимость и цена товаров. Деньги соизмеряют стоимости товаров, т.е. товар приравнивают к определенной сумме денег, что дает количественное выражение стоимости товара. Цена – стоимость вещи, выраженная в деньгах. Государство использует определенную денежную единицу (рубль, доллар) в качестве масштаба для измерения стоимости. Так же вес измеряется с помощью единиц веса (грамм, килограмм и т.д.), стоимость товара имеет денежное выражение. Благодаря этому мы можем измерить ценность экономических благ. • Средство платежа. В этом этом случае деньги выступают при выплате заработной платы, уплате налогов, страховых платежей, продаже товаров в кредит и во многих других случаях, когда движение денег не опосредовано движением товаров. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства. По мере развития индустриального общества средства платежа все чаще заменяет средство обращения, продажа и покупка в кредит становятся наиболее распространенными. Выполнение деньгами этой функции привело к появлению кредитных денег: векселей и банковских билетов. • Средство накопления: деньги не участвуют в обороте и выступают как финансовый актив. Деньги – удобная форма хранения богатства. Здесь деньги выступают как особый актив, сохраняемый после продажи товаров и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем. Правда хранение денег в отличие от владения акциями, облигациями, сберегательными счетами не приносит дополнительного дохода. Однако преимущество денег в том, что они немедленно могут быть использованы как средство обращения или средство платежа. • Функция мировых денег выполняется на мировом рынке при обслуживании движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Мировые деньги – то же, что и национальные деньги, только на международном уровне. В качестве мировых денег выступают валюты ведущих стран (доллар, фунт стерлингов), а также деньги, созданные в результате коллективных соглашений (евро). Небольшая справка по биографии Ф. Кёне. КЕНЭ, ФРАНСУА (Quesnay, François) (1694–1774), французский экономист, основатель экономической школы физиократов. Родился в Мере близ Парижа 4 июня 1694. Стал известным хирургом, с 1744 – придворным врачом Людовика XV. Свои экономические взгляды опубликовал в последний период жизни. Наиболее полно они выражены в работе Экономическая таблица (Tableau économique, 1758), где при помощи диаграмм описаны отношения между главными слоями и секторами общества, вводятся понятия постоянного и переменного капитала, экономического баланса. Кенэ придерживался концепции laissez-faire, гармонии классовых интересов и роли конкуренции как механизма осуществления общественного блага. Идеи Кенэ о вовлечении личных сбережений в обращение развивались в 20 в. Дж.М.Кейнсом. Кенэ принадлежат также труды – Зерновые (Les Grains, 1756); Фермеры (Les Fermiers, 1757); Общие правила экономического управления земледельческим государством (Maximes générales du gouvernement économique d"un royaume agricole, 1760), частично опубликованные в Энциклопедии Д.Дидро. Умер Кенэ в Версале 16 декабря 1774.

Wolverine: Запись в тетради у Wander Caoke: "Молодец, хорошо справился с заданием. 5/5." Запись в тетради у Hellaves: "Вопросов нет, все лаконично и понятно. 5/5."

Wolverine: Приветствуя прибывавших в класс учеников коротким, но теплым взглядом, Хоулетт разбирал какие-то бумаги за учительским столом, периодически посматривая на пейзаж за окном. На улице было тепло, солнечно, издалека слышалось пение птиц, и природа располагала к тому, чтобы провести время, гуляя по парку или загорая на солнышке. Усмехнувшись каким-то беззаботным и оттого странным мыслям, Росомаха закончил раскладывать бумаги по прозрачным папкам, поднялся и, дождавшись пока последние одаренные войдут в кабинет, громко и с улыбкой произнес: - Доброго дня всем! Сегодня у нас не будет скучных лекций, да и закончим мы пораньше. Вас стоит наградить за то, что не поленились прийти на урок вместо того, чтобы прогуляться на улице. Поэтому сегодняшнее занятие пройдет в виде игры. Безусловно, экономического характера. Хотя знаете, мне больше по душе рассказывать о чем-то более отдаленном от человеческого общества. О природе, например… Ну да не в ту степь понесло меня, вернемся к игре. – Джеймс подходил к каждой парте, оставляя на двоих учеников одну папочку и продолжая комментировать: - Вам выдано несколько листов разноцветной бумаги формата А4, несколько карандашей, линейки, циркуль. Все это – ресурсы, с помощью которых вы будете производить тот или иной товар. А также вы получили разное количество первоначального капитала – это шуточные доллары, которые позволят начать производство…– с этими словами он остановился между двумя партами и попросил сидящих за ними ребят объединиться в одну команду. - Как видите, трудовые ресурсы тоже имеются – это вы и ваши одноклассники. Всего у нас получилось четыре команды. Изначально получается, что у одной - больше всего трудовых ресурсов, у другой – сырья, то есть бумаги, у третьей – денег, а у четвертой – орудий труда. Откройте сейчас свои папки и посмотрите, что внутри. Как видите, у кого-то имеется только один карандаш и линейка, у кого-то еще и циркуль. У некоторых несколько штук одного орудия труда. Вы можете производить товар. Пусть это будут квадраты, треугольники маленькие, большие треугольники, круги, полукруги и прямоугольники. Каждая из названых фигур оценивается по-разному. Как - вы можете посмотреть на доске. Ваша задача – увеличить свой капитал, получив как можно больше прибыли в той ситуации, в которой вы находитесь. Вы можете покупать трудовые или другие ресурсы у команд-конкурентов, можете объединяться – как угодно. Через полчаса мы посмотрим, кто найдет оптимальный путь производства. Есть вопросы? Нет, отлично. Еще добавлю, что я буду представлять мировой рынок, и произведенные товары вы можете продавать мне. Однако чем больше товаров одного вида будет поступать ко мне, тем меньше будет стоить этот товар. И я имею право не принять фигуру, если она неаккуратно сделана, поэтому не жертвуйте качеством. Успехов всем. Начинаем! – Росомаха взглянул на часы, засек время и дал команду начинать. Полчаса прошли в волнительном возбуждении, ученики рьяно старались производить как можно больше, устраивали переговоры, перекупали что-то друг у друга, сбивали намеренно цены на какие-либо фигуры, стараясь опередить конкурентов. Джеймс наблюдал за игрой как за гонкой, с усмешкой принимая торопливо подсунутые товары ему на стол и постоянно перезаписывая цены на те или иные виды. Время пролетело незаметно, победу одержала команда с участием Хелависы и Джона. Довольный результатами, Росомаха похвалил ребят и предложил подвести итоги и провести анализ игры. Каждая команда выдвигала версии, что именно она сделала не так, в чем была неправильной ее политика, где стоило совершить то или иное действие. Хоулетту нравился ход суждений учеников, заметно оживившихся после скучных лекций. Занятие закончилось раньше, одаренный оставил ребят без домашнего задания, убеждая их, что прогулки на свежем воздухе будут намного полезнее зубрежки экономики, и напоследок пообещал команде победителей сводить их в кафе в качестве приза. На этом пара закончилась. - Всем удачи! Спасибо за игру, вы свободны. PS: Можно отписать просто свое участие в уроке, т.к. д/з нет.



полная версия страницы